В августе этого года мы с моей женой Еленой и двумя детьми совершили путешествие по Бурятии, в частности посетили удивительное место — Ацагатскую долину, расположенную в 50 км от Улан-Уде, в Заиграевском районе Бурятии. Целью поездки был выбор участка и дальнейшее его получение по программе дальневосточного гектара. По нашему замыслу и с благословения Учителя, доктора Ниды Ченагцанга, участок в будущем предназначается для строительства ретритного и медицинского Центра «Танадук». Еще одной целью поездки было знакомство, насколько получится, с флорой долины, составление списка растений этой местности, применяющихся в ТТМ.
Ацагатская долина поразила своей красотой — медленно текущие, спокойные реки, обрамленные деревьями и кустарниками, степь, напоенная ароматом трав, сопки плавных очертаний, напоминающие застывшие зеленые волны, дающие умиротворение и покой, а на горизонте высокие горы, покрытые тайгой. Буддийские ступы, иногда встречающиеся на вершинах сопок и просто невдалеке от дороги, напоминают о том, что эти места имеют богатую духовную историю, которая после более чем 70-летнего перерыва активно восстанавливается. Ацагатская долина издавна служила местом кочевок бурятских племен. Примерно в 17-18 веках сюда пришел буддизм. В конце 18 — в начале 19 века начали строиться стационарные буддийские храмы (дацаны). Дацаны были не только местом религиозной практики, но и в не меньшей мере университетами, где ученики (хувараки) обучались тибетскому языку, тибетской и старомонгольской письменности и различным наукам — философии, медицине, астрологии, геомантии и т.д.
В процессе поиска участка земли, в котором оказали содействие представители администрации Заиграевского района, мы оказались в деревне Шулута, расположенной в северной части долины у подножия гор. Рядом с деревней стоит Шулутский дацан, который раньше был старым Ацагатским. Новый Ацагатский дацан сейчас находится рядом с деревней Нарын-Ацагат. Сделав практику обхождения вокруг дацана, мы познакомились с ламами, которые рассказали удивительные истории об этих местах. Дацан был построен в 1825 году и стены первого этажа дацана до сих пор сохранились. При дацане была типография, здание которой до сих пор можно увидеть, где печатались книги на тибетском и монгольском языках. В конце 19 века дацан посещал цесаревич Николай в ходе кругосветного путешествия. Эти места славились своей медицинской традицией. В соседнем распадке, на противоположной стороне деревни в 20-х годах прошлого века по инициативе знаменитого бурятского ламы Агвана Дорджиева была открыта светская медицинская школа со стационаром, где лечились больные, и производством, на котором большими партиями (до тонны) изготавливались тибетские лекарства. Было там и бальнеолечение. Штат школы и больницы составляли 50 лам. Первым руководителем этого заведения был известный эмчи-лама, прекрасно владеющий хирургией, Чойзон Иролтуев, лечивший в свое время представителей императорской фамилии. В горах были заложены плантации лекарственных растений, не произрастающих в Бурятии, семена которых ламы привозили из путешествий по Тибету и Гималаям. Руководил высаживанием этих растений легендарный Содой лама, достигший в конце жизни высшей духовной реализации — Тела Света и бывший также известным лекарем (эмчи).
Пройдя по окрестностям села и поднявшись к ступе на пригорке и еще раньше, проезжая по дороге, мы обнаружили значительное количество лекарственных растений, применяющихся в бурятской и монгольской традициях ТТМ, список которых приводим ниже. Причем буквально в нескольких шагах от нашего маршрута. Несомненно экспедиции по долине и прилегающим горам позволят обнаружить места произрастания многих лекарственных растений. Имеется и аршан (целебный источник) недалеко от деревни.
В целом места нам очень понравились и есть надежда, что будущий центр, с благословения наших Учителей и Будды Медицины станет продолжателем богатой истории ТТМ этого региона.
Некоторые растения Ацагатской долины, применяющиеся в ТТМ:
змееголовник молдавский (при йанг ку), панцерина шерстистая (ганг га чхунг), марь остистая (ргйа скйэгс), хвойник хвощевой (мцхэ лдум), полынь Сиверса (цхар бонг), полынь холодная (мкхан скйа), полынь обыкновенная (мкхан наг), мордовник широколистный (ру рта, цхэр снгон, спйанг цхэр пхо ригс, го бйи ла дман па), кермек (бйа пхо рци рци), лапчатка длиннолистная (рэ скон), песчанка волосовидная (а кронг дкар по), девясил британский (минг чан сэр по), горноколосник (мцхан), солянка холмовая (га бра, снго стаг цхэр), звездчатка развилистая (сро ло дкар по), карагана карликовая (чи йанг хва), тимьян ползучий (браг спос, снго гла рци), соссюрея иволистная (спанг рци до), касатик вильчатый (дур бйэд), гвоздика (йу мо мдэ’у ‘бйин), ревень (лчум рца), зубчатка обыкновенная (ба ша ка дмар по), аметистея голубая (ба ша ка снгон по), зопник клубненосный (луг мур, тху пху линг), яблоня ягодная (скйу ру ра), астрагал (срад снгон), схизонепета многонадрезная (бйи руг, пи пи линг дман па), гетеропаппус (луг чхунг), кровохлебка лекарственная (уг чхос, спанг ргйан тход дмар, ‘ бо ло са ‘дзин).
Сергей и Елена Ширшовы.
2020 г.